Про дизайн можно говорить вечно и рассказывать разные истории. Когда в конце 1990-х годов на лондонской выставке «100%Design» я показывала журнал о русском дизайне англичанам – натыкалась на одну и ту же реакцию крайнего удивления, что в России есть дизайн, есть отличные по полиграфии и содержанию издания по предметному и интерьерному дизайну. Как журналисту, мне казалась такая реакция избыточной, хотя исторически мои иностранные коллеги были правы. Длительное время в период с 1960 до 1990 годов, действительно, в СССР было всего два периодических издания — «Декоративное искусство СССР» и «Техническая эстетика», и официально-официозным регулярные смотры «достижений отечественного художественного конструирования» в виде всесоюзных и отраслевых экспозиций и выставок. Особенного разнообразия не наблюдалось. Культура гиперпотребления, которая стимулирует развитие дизайна, была проблематична в рамках русского товарного дефицита того периода. Ситуация кардинально изменилась и на рубеже XX и XXI века, индустрия дизайна в нашей стране тоже начала набирать ход.
В итоге через десяток лет русские дизайнеры стали участвовать в международных проектах, показывать свои работы в рамках мировых профильных выставок. Существовало и существует одно «но». Реализация дизайн-проекта вполне осуществима, другой вопрос – массовое производство оригинальных изделий. Если европейские проектировщики и небольшие компании могут через пару-тройку лет наладить производство и насытить не только местный, но и европейский рынок, то таких возможностей у российских коллег можно пересчитать по пальцам. Дизайн-идеи российских проектировщиков быстро могут стремительно реализовать только в рамках иностранных компаний или небольших производств. Однако уровень информированности об индустрии дизайна возрос в разы, и причина тому не только развитие соц—медиа, но и понимание в среде российских дизайнеров в необходимости собственного массированного pr-продвижения.
«Выставка современного дизайна. Предмет» — выставка, организованная Екатериной Тулуповой и Олесей Ситниковой, руководителями дизайн-студии «Предмет». Экспозиция размещена в Доме-музее М.Н. Ермоловой и это неслучайно. Музейное пространство и исторические интерьеры – хороший контекст для демонстрации предметов современного дизайна, поскольку позволяют соединить два контекста – историю и современность, традиции и инновации, позволяют подчеркнуть «связь времен». Экспозиция состоит из трех частей: «Проект», «Цех» и «Бриллианты». Премьера «Проекта» успешно состоялась на «I Saloni Milano» в этом году. В этом разделе представлены работы 8 предметных дизайнеров, разработавших новые предметы в рамках темы «IZBA«.
Алексей Галкин. Шкатулка.
Ярослав Мисонжников. Качели «Трещотка».
Ярослав Мисонжников. Односвечник.
В разделе «Цех» представлены разработки небольших компаний – таких как Lllooch, Archpole, Field & Rage, Woodi, Estorama, Play Ply, Plan-s23, – которые решили заняться производством мебели и объектов дизайна в России.
Александр Мукомелов. Светильник «Акула».
Александр Каныгин. Кофейный столик «Медведь».
В экспозиции «Бриллианты» представлены объекты, которые или реализованы с зарубежными, а также российскими компаниями-производителями и входят в их каталоги, или изготавливаются микросериями силами небольших мастерских и доступны для приобретения на заказ. Среди участников Лера Моисеева, Milodamalo, Александр Мукомелов, Алексей Галкин, Таня Клименко, Катерина Копытина, Ярослав Мисонжников, Максим Максимов, Александр Каныгин, Вадим Кибардин.
Керамика творческого дуэта Lera Moiseeva + Luca Nichetto.
Керамика Юрия Былкова.
Благодаря таким проектам и инновациям предметная среда вокруг нас меняется, и появляются новые перспективы.
Материал подготовила Елена Рубан.